О изменениях Градострительного кодекса РФ
В соответствии с письмом Министерства инвестиций и инноваций Московской области от 10.10.2018 № 14Исх-7649/05-01 отдел развития предпринимательства и потребительского рынка Управления экономического развития и АПК доводит информацию до хозяйствующих субъектов Волоколамского муниципального района следующую информацию.
В связи с изменениями Градостроительного кодекса РФ (далее – ГК РФ), в рамках получения разрешения на строительство, застройщик при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
В случае отсутствия факта установления или изменения СЗЗ объекта Уполномоченный орган по выдаче разрешения на строительство (Министерство строительного комплекса Московской области) вынужден отказывать
по формальному признаку (отсутствия документа в пакете документов которые обязан предоставить застройщик для получения разрешения на строительство)
в выдаче разрешения на строительство.
В связи с вышеизложенным просим Вас проинформировать предприятия
на территории возглавляемого Вами муниципального образования об изменениях
в ГК РФ, а также о целесообразности предварительных обращений в Центр содействия строительству Московской области за градостроительной проработкой земельного участка и составления дорожной карты по реализации проекта, в том числе – получения поддержки по вопросам установления санитарно-защитных зон.
Справка
В связи с изменениями Градостроительного кодекса РФ, в рамках получения разрешения на строительство, застройщику в соответствии с пунктом 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса необходимо представитькопию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса к зонам с особыми условиями использования территории относятся,в том числе и санитарно-защитные зоны устанавливаемые для промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 6 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 застройщик при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный органзаявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10указанных Правил, прилагаются:
а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Действующий порядок предусматривает длительную процедуру до 5 месяцев (с учетом времени разработки застройщиком проекта СЗЗ) и включает в себя:
проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок (срок проведениядо 2-х месяцев);
принятие решения уполномоченным органом (Роспотребнадзором или его территориальным подразделением) об установлении СЗЗ (срок принятия решения 15 рабочих дней).
Предоставление вышеуказанных услуг по проведению экспертиз в электронном виде не осуществляется. Обратная связь с заявителямипри проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз отсутствует. Четкие основания для отказа в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством РФ должно быть утверждено Положение о санитарно-защитных зонах, которое в настоящее время не принято.
В случае отсутствия факта установления или изменения СЗЗ объекта Уполномоченный орган по выдаче разрешения на строительство (Министерство строительного комплекса МО) вынужден отказывать по формальному признаку (отсутствия документа в пакете документов которые обязан предоставить застройщик для получения разрешения на строительство) в выдаче разрешения на строительство.
Количество отказов в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием решения об установлении СЗЗ прогнозируется на уровне300 отказов в год, в том числе по объектам по переработке отходов (строительство данных объектов позволило бы создать на территории Московской области дополнительнопорядка 5 тыс. рабочих мест).
Вопросы установления СЗЗ
Сложности проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз |
|||
Проблема |
Комментарий |
||
1. |
Отсутствием требований к составу и содержанию проектной документации по СЗЗ. |
Риск необоснованных отказов; |
|
2. |
Длительный срок проведения экспертиз, обследований, исследований. |
На практике процедура занимает до 4 месяцев |
|
3. |
Отсутствие возможности подачи документов в электронном виде. |
Отсутствие обратной связи с заявителем, невозможность оперативной доработки проектной документации, нет возможности представить дополнительные документы в ходе рассмотрения. |
|
4. |
Отсутствие четких оснований для отказа. |
Риск необоснованных отказов. |
|
5. |
Несовершенное межведомственное взаимодействие между Роспотребнадзором и Росреестром по постановке СЗЗ на государственный кадастровый учет |
Отсутствие взаимодействия в электронном виде, отсутствие регламента, не отслеживается доведение процедуры постановки на ГКН. |
|
Отсутствие Положения о санитарно-защитных зонах |
В связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правительство РФ должно утвердить Положение. |
||
Приложением 2 к РегламентуРоспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. ПриказомРоспотребнадзора от 18.07.2012 N 775)установлен перечень организаций Роспотребнадзора, осуществляющих проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз |
Указанная норма приводит к тому, что заявители вынуждены обращаться в организации, указанные в перечне (ФБУЗ), хотя санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.Тем самым нарушается антимонопольное законодательство и увеличиваются сроки из-за большого объема оказываемых услуг ФБУЗом. |
Противоречия в нормативных правовыхактах по установлению СЗЗ |
|||
НПА |
Процедуры |
Сроки |
|
1. |
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» |
1. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок 2. Принятие решения уполномоченным органом об установлении СЗЗ. |
2 месяца 15 рабочих дней ИТОГ: 3 месяца |
2. |
СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 |
1. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок 2. Получение в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологического заключения 3. Принятие решения уполномоченным органом об установлении СЗЗ. |
2 месяца 20-30 дней 15 рабочих дней ИТОГ: 4 месяца |
По требованию Роспотребнадзора установление СЗЗ осуществляется в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 и составляет 4 месяца