Меню

Сотрудники КСО Волоколамского городского округа приняли участие в ВКС Счетной палаты Российской Федерации

25 ноября 2020 в 09:26 Просмотров: 3

19 ноября текущего года в режиме видео-конференц-связи на портале Счетной палаты Российской Федерации состоялся семинар на тему «Реализация в субъектах Российской Федерации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями», в ходе которого были озвучены практики проведения контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по данной проблеме.

Как отмечали выступающие председатели КСП отдельных субъектов по результатам проведенного аудита эффективности сложившейся в регионах организационно-управленческой системы реализации государственных гарантий детей-сирот и лиц из их числа при обеспечении жилыми помещениями, установлены проблемы, мешающие в полной мере достичь поставленных целей.

Счетной палатой Российской Федерации по результатам проверок, проведенных, в том числе и с привлечением КСП субъектов Российской Федерации, установлено, что при передаче полномочий реализации жилищных прав детей-сирот на муниципальный уровень, имеется недостаток в квалифицированных специалистах, допускаются нарушения в процессе приемки приобретенных объектов и их регистрации в муниципальную собственность.

Счетной палатой отмечено, что бремя содержания жилых помещений специализированного жилого фонда, приобретенных во исполнение регионального полномочия и переданных детям-сиротам на пятилетний срок, должно осуществляться собственником – органом муниципальной власти, при отсутствии финансирования (компенсации) произведенных расходов из регионального бюджета.

На ВКС также выступил председатель Контрольно-счетной палаты Московской области В.В. Королихин, который наряду с другими выступающими председателями КСП субъектов Российской Федерации, поделился опытом Московской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

От общего количества детей-сирот, подлежащих обеспечением жилыми помещениями в Московской области, 64% не имеют жилья.

Есть жилые помещения, но в них невозможно проживать (36%), в том числе: общая площадь менее учетной нормы - 21%; живут родители, лишенные родительских прав - 7%; решения суда (приезжие, старше 23 лет, отсутствие оснований по федеральному закону) - 5%; жилье непригодно для проживания - 2%; живут лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний – 1 процент.

Всего на 01.11.2020 список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в Московской области, составляет 2 718 человек от 14 лет. Более одной трети подлежащих обеспечению жильем детей-сирот фактически улучшают свои жилищные условия. В то же время, широкий спектр оснований для обеспечения жильем позволяет злоупотреблять правом.

В Московской области установлено требование о предоставлении комфортного жилья детям-сиротам по месту их регистрации.

Озвучены проблемы в реализации на территории Московской области жилищных прав указанной категории лиц:
- отсутствие возможности выбора жилья у ребенка (удаленность закупаемого жилья от места жительства родственников, нет альтернативы покупки более комфортного жилья с привлечением собственных накоплений);
- долгий и сложный механизм покупки жилья (отсутствие предложений на рынке по метражу и расчетной стоимости, увеличение сроков ожидания жилья);
- принятие Постановления Правительства от 04.04.2019 № 397, предусматривающего возможность получения жилья по новому месту жительства (рост в центральных регионах числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, снижение ответственности Глав регионов за проведение профилактики социального сиротства, рост числа судов, увеличение нагрузки на бюджеты центральных регионов, риск образования (значительного увеличения) очереди на жилье).

Предложения КСП Московской области:

  1. Сокращение социального сиротства
    внесение изменений в ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание детей); нормативное закрепление принудительного лечения родителей (алкоголь, наркотики); нормативное закрепление ответственности за тунеядство родителей, не обеспечивающих материальное благополучие своих детей.
  2. Изменение механизма обеспечения жильем детей-сирот
    нормативное закрепление возможности получить квартиру или сертификат по месту первичного включения в список; изменение требований о включении в список по новому месту жительства при переезде; сокращение оснований для предоставления жилья.

    На семинаре прозвучали и другие предложения по повышению эффективности мер по обеспечению жильем детей-сирот и снижению рисков злоупотреблений правом.