Меню

Волоколамская прокуратура информирует об изменениях в сфере осуществления государственного и муниципального контроля

9 сентября 2021 в 11:45 Просмотров: 16

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Положения указанного закона действуют с 01 июля 2021 года.
Указанным законом определены правила государственного и муниципального контроля (надзора), разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон закрепляет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.

Цель принятых законодателем изменений – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений, а также снижение количества проверок бизнеса.

Теперь контрольно-надзорные органы составляют документы в электронной форме и заверяют их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также, с 01.07.2021 предусмотрена возможность подачи жалобы в досудебном порядке в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичный региональный портал. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы.

Федеральный закон о виде контроля предусматривает независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Такую оценку проводят организации, независимые от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции. В случае, если по результатам оценки не будет выявлено нарушений обязательных требований, контролируемому лицу будет выдано заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Также предусмотрена возможность исключить мероприятия со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом саморегулируемой организации. Для этого должен быть соблюден ряд условий: данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля и саморегулируемая организация и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Кроме того, Федеральным законом введены новые формы контрольных (надзорных) мероприятий: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование.

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия.
Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Предусмотрена возможность проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Сроки проведения документарной и выездной проверок сокращены в два раза и не будут превышать 10 рабочих дней. Кроме того, проведение выездной проверки будет возможно только при отсутствии у контролера возможности: удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица; оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Новые требования Федерального закона содержат прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного органа в зависимости от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений, привлеченных к ответственности лиц и так далее.

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы.

С июля 2021 года вступил в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр.

Новый реестр обеспечивает больший объём гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с контролирующими органами и повышает гласность контрольно-надзорной деятельности.