Волоколамское районное
трехстороннее (территориальное) соглашение
между администрацией Волоколамского муниципального района,
Волоколамским районным координационным советом профсоюзов
и объединением работодателей Волоколамского муниципального района
на 2018-2020 годы
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Волоколамского муниципального района (далее - Администрация), Волоколамского районного координационного совета профсоюзов (далее - Профсоюзы), объединения работодателей Волоколамского района (далее - Работодатели), совместно именуемые – Стороны, руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, заключили Волоколамское районное трехстороннее (территориальное) соглашение между администрацией Волоколамского муниципального района, Волоколамским районным координационным советом профсоюзов и объединением работодателей Волоколамского муниципального района на 2018-2020 годы (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на территориальном уровне.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения отраслевых территориальных соглашений (далее – отраслевые соглашения) и коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры).
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на принципах равноправного взаимодействия разрабатывают документы, организуют и проводят мероприятия, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий..
Обязательства Администрации, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской федерации и законодательством Московской области.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых территориальных соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из бюджета Волоколамского муниципального района, учитываются при составлении бюджета Волоколамского муниципального района на очередной финансовый и плановый период
Присоединение к Соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Волоколамского муниципального района, осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 31.03.1999 № 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области».
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию условий для формирования динамичной и эффективной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Волоколамского муниципального района, и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения. В этих целях:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Создают условия для обеспечения ежегодного роста производительности труда.
1.1.2. Содействуют развитию потребительского рынка, максимальному удовлетворению потребности населения в товарах и услугах широкого ассортимента в пределах ценовой и территориальной доступности. Содействуют в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональный рынки.
1.2. Администрация:
1.2.1. Проводит целенаправленную инвестиционную политику. Содействует формированию благоприятной среды для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу Волоколамского муниципального района.
1.2.2. Оказывает необходимую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в Волоколамском муниципальном районе, не имеющим задолженности по выплате заработной платы, соблюдающим законодательство о труде и обязательства коллективных договоров и соглашений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.2.3.Содействует внедрению современных методов управления в экономику Волоколамского муниципального района на основе новых информационных технологий.
1.2.4. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Волоколамского муниципального района и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности.
Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства в Волоколамском районе.
1.2.5. Осуществляет меры по реализации муниципальных программ Волоколамского муниципального района.
1.2.6. Содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Способствуют устойчивой социально-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.3.2. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных муниципальными программами Волоколамского муниципального района.
1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.
1.3.4. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.4.2. Участвуют в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов и проводимых в Волоколамском муниципальном районе мероприятий по вопросам защиты интересов предпринимателей.
1.4.3. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Московской области, бюджет Волоколамского муниципального района и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.4.4. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.4.5. Информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам Соглашения информацию о предстоящих реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
1.4.6. Предоставляют администрации Волоколамского муниципального района информацию по социально-трудовым вопросам.
Стороны считают, в предстоящий период, основной задачей обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Устанавливают заработную плату в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов», объединениями работодателей Московской области на соответствующий год (далее – Соглашение о минимальной заработной плате).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате).
2.1.2. Проводят работу по включению в коллективные договоры и соглашения обязательств по повышению минимального уровня заработной платы и средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
2.1.3. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда. При заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.4. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности.
2.1.5. Не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.
Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10 процентов от ее полной стоимости.
Осуществляют расходы на оздоровление детей и подростков в соответствии с решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района о бюджете Волоколамского муниципального района на текущий финансовый и плановый период и за счет средств организаций.
2.1.6. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов.
2.1.7. Принимают меры по недопущению занижения заработной платы с использованием скрытых форм оплаты труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2.1.8. Принимают меры по соблюдению законодательства об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.1.9. Принимают необходимые меры для проведения диспансеризации работников организаций и учреждений Волоколамского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.2. Администрация:
2.2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области при составлении проекта бюджета Волоколамского муниципального района на очередной финансовый год предусматривает средства на:
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы;
предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы Волоколамского муниципального района, работающим и имеющим место жительства в сельских населенных пунктах.
2.2.2. Обеспечивает повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы Волоколамского муниципального района с учетом уровня инфляции в Российской Федерации в соответствующем году.
Предусматривает в бюджете Волоколамского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период средства на повышение заработной платы.
2.2.3. Проводит мониторинг социально-трудовой сферы по перечню социально-экономических показателей. Обеспечивает публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума в Московской области.
2.2.4. Обеспечивает организацию предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов – всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2.3.5. Содействуют реализации Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
2.3.6. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, по безопасности нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях находящихся на балансе организаций, а также иных оздоровительных учреждений в рамках общественного контроля.
2.3.7. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социальным вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за реализацией принятых нормативных правовых актов.
2.3.8. Информируют трудовые коллективы о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.3.9. Осуществляют контроль за выполнением обязательств отраслевых и территориального соглашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда) в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.4.2. Принимают меры по обеспечению ежегодного роста средней заработной платы во внебюджетном секторе экономики не ниже уровня инфляции в Московской области в соответствующем году и доведению средней заработной платы до 39200 рублей.
2.4.3. Не допускают появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
2.4.4. В рамках социальной (нефинансовой) отчетности информируют Профсоюзы и Администрацию о размерах минимальной и средней заработной платы в организациях. Предоставляют, по запросам соответствующих профсоюзных органов, информацию об оплате труда различных категорий работников.
2.4.5. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования детских оздоровительных учреждений, находящихся на балансе организаций.
2.4.6. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
2.4.7. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
Стороны считают основной задачей на предстоящий период развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего социально–экономическое развитие Волоколамского муниципального района, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей. В этих целях:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. В целях привлечения и закрепления в Волоколамском муниципальном районе высококвалифицированных специалистов и сокращения объемов трудовой миграции жителей за его пределы реализуют мероприятия, содействующие повышению престижа рабочих профессий, уровня квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство, в том числе проводимые в рамках Праздника труда в Московской области, Дня молодежи.
3.1.2. Участвуют в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, в том числе для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей, а также состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.1.3. Разрабатывают комплекс мер содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с участием работодателей.
3.1.4. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона.
Ежегодно рассматривают вопрос о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов, а также профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности.
3.1.5. Осуществляют мероприятия по совершенствованию и развитию системы подготовки и переподготовки работников организаций Волоколамского муниципального района в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе малого и среднего предпринимательства, в соответствии с потребностями рынка труда.
3.1.6. Не допускают превышения уровня общей безработицы 3 процента, уровня регистрируемой безработицы – 0,5 процента от числа экономически активного населения Волоколамского муниципального района.
В случае возникновения критической ситуации на рынке труда принимают экстренные меры, направленные на снижение социальной напряженности, поддержку увольняемых работников.
3.1.7. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров в соответствии с действующим законодательством.
3.1.8. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.1.9. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
20 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.10. В целях повышения престижа рабочих профессий способствуют проведению регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», готовят предложения по мероприятиям, способствующим повышению престижа рабочих профессий, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий.
3.1.11. Проводят текущее и перспективное прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации заблаговременной их подготовки.
3.1.12. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе привлечение их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
3.1.13. Содействуют расширению возможностей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, в том чилсе через механизм квотирования рабочих мест в организациях Волоколамского муниципального района.
3.2. Администрация:
3.2.1. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
Оказывает поддержку малому предпринимательству.
3.2.2. Содействует развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Содействует занятости молодежи.
3.2.3. Реализует мероприятия по комплексному решению проблем развития жилищного строительства, обеспечивающего доступность жилья широким слоям населения Волоколамского муниципального района, в том числе строительства жилья экономического класса, создания фонда жилья, предоставляемого по договору аренды (найма).
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде при заключении трудовых договоров, изменении определенных сторонами условий трудового договора, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе трудовой деятельности, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.3.2. Добиваются через областные отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Вносят предложения о приостановке решений работодателей о массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
3.3.4. Информируют работников организаций Волоколамского муниципального района об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в социально-трудовой сфере.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.4.2. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в государственное казенное учреждение Волоколамский центр занятости населения, профсоюзные органы информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.3. Взаимодействуют с образовательными организациями в вопросах качества подготовки кадров, включая участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ, общественную оценку качества образования и развитие государственно-частного партнерства, совершенствования их материально-технической базы.
3.4.4. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест, создаваемых в рамках реализации на территории Волоколамского муниципального района инвестиционных проектов, жителям района.
3.4.5. Обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных организаций гарантии от увольнения в связи с сокращением штата работников в течение первого года после обучения.
3.4.6. Формируют заявки на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения производственной практики, используют формы стимулирования обучающихся в целях их закрепления в организации. Способствуют адаптации молодых работников на производстве, развитию системы наставничества в организациях.
3.4.7. Организовывают в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.8. Оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации. Не допускают в связи с сокращением численности или штата работников увольнения работников, члены семьи которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка, а также одновременного увольнения работников - членов одной семьи.
3.4.9. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области квоты для приема на работу граждан, особо испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.10. Содействуют организации рабочих мест для проведения общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.11. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций-банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70 процентов рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.12. Проводят обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам, регулируемым международными нормами и правилами, внедрению систем качества.
3.4.13. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда. ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.14. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом соблюдения приоритетного права жителей Волоколамского муниципального района.
В целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшения условий труда, а также соблюдения требований и норм экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества на предстоящий период:
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Обеспечивают за время действия Соглашения достижение следующих целевых показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда в организациях Волоколамского муниципального района:
снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих до 1,3;
увеличение доли работодателей, не имеющих случаев производственного травматизма до 90,0 процентов в общем количестве организаций (работодателей), осуществляющих деятельность на территории Волоколамского муниципального района;
снижение доли работников, занятых на рабочих местах, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда до 40,0 процентов в общем числе работников, занятых на рабочих местах, прошедших специальную оценку условий труда.
4.1.2. Обеспечивают реализацию на всех уровнях социального партнерства программ улучшения условий и охраны труда, соглашений по охране труда работодателей и уполномоченных работниками представительных органов, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников.
4.1.3. Организовывают проведение семинаров, конкурсов и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
4.1.4. Содействуют повышению квалификации специалистов по экологической безопасности.
4.1.5. Организовывают и осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях Волоколамского района.
4.2. Администрация:
4.2.1. Обеспечивает на территории Волоколамского муниципального района реализацию государственной политики в области охраны труда.
4.2.2. Координирует проведение обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей.
4.2.3. Содействует проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций.
4.2.4. Организовывает участие представителей органов местного самоуправления в расследовании несчастного случая на производстве, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая на производстве со смертельным исходом.
4.2.5. Предусматривает в бюджете Волоколамского муниципального района средства на реализацию мероприятий по охране труда и проведение специальной оценки условий труда в организациях, финансируемых из районного бюджета.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда.
4.3.2. Организовывают проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и их обучение в аккредитованных образовательных организациях.
4.3.3. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также контроль за выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда.
4.3.4. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, инициируют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.3.5. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом.
4.3.7. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационного совета по охране труда, комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, комиссий по проведению специальной оценки условий труда.
4.3.9.Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Принимают меры по недопущению сокрытия несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, направляя в установленные сроки извещение по установленной законодательством Российской Федерации форме:
в территориальный отдел надзора Государственной инспекции труда в Московской области, по месту происшествия несчастного случая;
в городскую прокуратуру, по месту происшествия несчастного случая;
в администрацию Волоколамского муниципального района;
в Министерство социального развития Московской области и (или) орган местного самоуправления муниципальных образований по месту государственной регистрации организации;
в филиал Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
в Союз «Московское областное объединение организаций профсоюзов».
4.4.2. Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, только прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
4.4.3. Принимают меры по сокращению численности работников, занятых на рабочих местах, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
4.4.4. Обеспечивают оценку качества проведения специальной оценки условий на рабочих местах организаций, в спорных случаях организуют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.4.5. Создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание, либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.4.6. В целях оценки условий труда обеспечивают беспрепятственный допуск должностных лиц Министерства социального развития Московской области, представителей технической инспекции труда Союза «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и организаций профсоюзов Московской области.
4.4.7. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.4.8. Обеспечивают проведение обучения и подготовку специалистов всех уровней и представителей профсоюзов для работы в комиссиях по вопросам специальной оценки условий труда, а также проведение обучения и подготовку уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
4.4.9. Обеспечивают финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях.
4.4.10. Привлекают средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.4.11. Обращаются в Фонд социального страхования Российской Федерации для установления скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
семьи, заботы о материнстве и детстве
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.1.2. Взаимодействуют с общественными организациями и объединениями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей.
5.1.3. Содействуют улучшению положения женщин, их адаптации на рынке труда Волоколамского муниципального района, в том числе :
- профессиональной переподготовке, обучению и переобучению, повышению квалификации женщин после перерыва трудовой деятельности, связанного с уходом за детьми;
- установлению женщинам, имеющим малолетних детей, по их желанию. гибкого графика работы либо неполного режима рабочего времени.
Реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
5.1.4. Распространяют и используют положительный опыт работы с молодежью.
Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организовывают спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта.
Создают условия для развития молодежного туризма.
5.1.5. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни (борьба против наркомании, табакокурения, профилактика ВИЧ-инфекции и т.д.) и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и др.).
5.1.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи.
5.1.7. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи
в органах исполнительной власти всех уровней, в органах объединений профсоюзов и работодателей.
5.1.8. Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи по следующим направлениям:
- развитие практики стажировки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций;
- проведение консультаций по вопросу совершенствования нормативной базы в части предоставления рабочих мест для молодежи, впервые вышедшие на рынок труда;
- организация профориентационных экскурсий на предприятия, в организации и учреждения различных форм собственности.
5.2. Администрация:
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин.
5.3.2. Способствуют организации трудового соперничества среди молодежи, созданию молодежных трудовых коллективов, организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи, в том числе чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkilsRussia.
5.3.4. Инициируют создание в организациях советов (комиссий, комитетов) по работе с молодежью.
5.3.5. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.3.6. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюза, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
5.3.7. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе, в работе профсоюзных организаций.
5.3.8. Содействуют возрождению шефства организаций над учебными заведениями.
5.3.9. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
5.4.3. Проводят дни открытых дверей, профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.4. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший молодой рабочий по профессии», «Лучший молодой специалист».
5.4.5. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
5.4.6. Принимают меры по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
5.4.7. Оказывают необходимую помощь в работе комиссий по охране материнства и детства, созданных в организациях.
В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства, эффективного использования его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений:
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организовывают проведение совещаний, научно-практических конференций, «круглых столов».
6.1.2. Стороны обязуются по решению Комиссии разрабатывать планы мероприятий, необходимых для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формировать совместные рабочие группы.
6.1.3. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подготовки инвестиционных соглашений.
6.1.4. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению отраслевых и территориального соглашений, созданию профсоюзных организаций на предприятиях, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.1.5. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу Волоколамской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) в средствах массовой информации Волоколамского муниципального района, на официальных сайтах Сторон.
6.1.6. Содействуют развитию социального партнерства, заключению отраслевых территориальных соглашений и коллективных договоров.
Формируют трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и заключают трехстороннее территориальное соглашение с привлечением глав городских и сельских поселений;
Включают в состав общественных комиссий представителей координационных советов профсоюзов и территориальных объединений работодателей..
6.1.7. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
6.1.8. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.1.9. Профсоюзы совместно с Работодателями не позднее I квартала обеспечивают заключение коллективных договоров, предусматривая в них:
размер минимальной заработной платы работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате;
размер доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 65 процентов;
размер индексации заработной платы не ниже темпов роста потребительских цен;
порядок установления соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации в кратности от 1 до 6;
размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате);
сроки выплаты заработной платы;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы с возмещением среднего заработка за весь период ее задержки;
графики погашения задолженности;
оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
оплату выходного пособия при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя;
размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
размеры, порядок и условия предоставления компенсационных мер для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда;
доплаты до среднего утраченного заработка, при переводе по медицинским показаниям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на другую работу, до момента установления им профессиональной заболеваемости или выздоровления;
переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня персонала, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
формирования кадрового резерва организации;
профессиональную подготовку и переподготовку работников предпенсионного и пенсионного возраста с целью продолжения ими трудовой деятельности в соответствии с потребностью работодателя;
обязательства по проведению специальной оценки условий труда и выполнению разработанных планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников;
соответствующий размер, порядок и условия предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля;
мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
гарантии и возможность расширения прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых;
меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, предоставление полного рабочего дня для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях с сохранением среднего заработка;
выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
при приеме на работу обязательное направление работника в выборный орган первичной профсоюзной организации.
6.2. Администрация:
6.2.1. Учитывает мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
6.2.2. Информирует в установленном порядке Стороны Соглашения по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.
6.2.3. Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы.
Проводит встречи с профсоюзным активом и работодателями. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в повышении их роли в обществе.
6.2.4. Сохраняет право за городскими (районными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, отраслевых и территориального соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организовывают работу координационного совета профсоюзов по заключению и контролю за выполнением отраслевых и территориального соглашений, коллективных договоров.
6.3.3. Проводят работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
6.3.4. Инициируют создание в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения трудовых конфликтов и в соответствии с действующим законодательством принимают необходимые меры по их урегулированию.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Принимают меры по расширению числа участников объединения работодателей, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об объединениях работодателей. Регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны и Комиссию.
6.4.2. Проводят консультации с выборным органом профсоюзов по вопросам принятия локальных нормативных актов организации, затрагивающих интересы работников, планов социально-экономического развития организации.
6.4.3. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.4. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.5. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях.
6.4.6. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.7. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, а также обеспечивают не освобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
6.4.8. Производят расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденными от основной работы, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного органа; в соответствии с пунктом 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации только с учётом мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа.
7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года и действует по 31 декабря 2020 года.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях Комиссии.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения Комиссии виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.5. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
7.6. Администрация обеспечивает в двухнедельный срок с момента заключения Сторонами Соглашения публикацию его в газете «Вестник Волоколамского района» и размещается на официальном информационном Интернет-сайте администрации Волоколамского муниципального района.
7.7. Стороны договорились о проведении в третьем квартале 2020 года переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, а также о возможном продлении срока действия Соглашения на период ведения коллективных переговоров.
7.8. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах для каждой из сторон, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
От администрации Волоколамского муниципального района: |
От Волоколамского районного координационного совета профсоюзов: |
От объединения работодателей Волоколамского муниципального района: |
И.о. главы Волоколамского муниципального района А.Г. Вихарев |
Председатель Волоколамского районного координационного совета профсоюзов Е.В. Кузьмичева |
Председатель совета объединения работодателей Волоколамского муниципального района
Т.Н. Шаргаева |
15 мая 2018 г. |
15 мая 2018 года |
15 мая 2018 года |