Меню

К 30‑летию психологической службы уголовно‑исполнительной системы рассказываем о волоколамском сотруднике

29 августа 2022 в 17:19 Просмотров: 287

2 сентября 2022 года психологическая служба уголовно-исполнительной системы будет отмечать свое 30-летие. Именно в этот день в 1992 году приказом МВД России было утверждено Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения. Позже, в 2007 году, приказом ФСИН России 2 сентября было объявлено Днем психологической службы уголовно-исполнительной системы.

Лишение человека свободы - мощный фактор модификации его поведения. В местах лишения свободы ломается прежний уклад жизни, происходит отрыв от родных и близких, иногда родственники сами инициируют полный разрыв связей с отбывающим наказание. Социальное клеймение и невозможность изменить свой статус человека, преступившего закон, повсеместный контроль тяжелым бременем давят на психику оказавшегося в местах лишения свободы. А она у каждого по-разному реагирует на изоляцию. При этом обостряются и имеющиеся личностные дефекты. Бесспорно, ситуация с лишением свободы является для человека напряженной, стрессовой и требует повышенного внимания к его адаптивности.

В преддверии юбилейной даты рассказываем о сотруднике, который на протяжении 29 лет работает в уголовно-исполнительной системе, 25 из которых прошли в Следственном Изоляторе №2 в городе Волоколамске.

Перед нами женщина, которую не сломили тяжелые годы кризиса, она как не кто помнит те трудные, но и одновременно дружные времена, которым пришлись на долю нашего учреждения.
Сегодня мы поговорим со старшим психологом психологической лаборатории майором внутренней службы Сушкиной Натальей Николаевной.

Добрый день, Наталья Николаевна, как ваше настроение?

-Отличное, спасибо.

Наталья Николаевна, сегодня мы хотели бы поговорить с вами о детстве, юности, о выборе профессии, учебе, личной жизни, и конечно о службе в уголовно-исполнительной системе, ведь вы являетесь примером для действующих сотрудников, как человек, посвятивший свой профессиональный талант службе в УИС

Расскажите нам где вы родились?

-Я родилась в республике Беларусь, Минской области, городе Борисове. Там прошло мое детство.

А было ли у вас какой-то хобби в детстве?

-Увлекалась вязанием. Хорошо получались, объёмные вещи, такие как, свитера. Специально старалась выбрать узор и рисунок посложнее.

Кто по профессии были Ваши родители?

- Папа, Сысоев Николай Владимирович всю жизнь проработал в колонии строгого режима, сейчас пенсионер МВД. Мама, Станислава Иосифовна трудилась вольнонаемным сотрудником в той же колонии.

Какая у вас была успеваемость в школе? Наверняка у вас был какой-то любимой предмет?

-Училась без троек, была хорошисткой. Всегда отличалось боевым характером и активно принимала участие в большинстве мероприятий. Из предметов отдавала предпочтение биологии и физкультуре.

В ваши годы в школе были какие-нибудь дополнительные кружки или секции? Вы их посещали?

-Мне нравились танцы, долгое время занималась лыжным спортом.

Расскажите, какие были планы в вашей семье относительно выбора вашей профессии? В каком возрасте вы впервые осознанно задумались о том, кем бы вы хотели?

-В десятом классе я уже предполагала, что буду учиться высшей школе МВД, но в то время, существовал иной порядок поступления, были возрастные ограничения, и после одиннадцатого класса я поступила в медицинское училище по специальности акушерское дело. Окончила его с красным дипломом. Затем поступила в Высшую школу МВД в городе Рязани, а оканчивала уже Рязанский институт права и экономики, по специальности психолог-практик.

Как складывалась Ваше карьера после окончания вуза?

-После окончания вуза по распределению, я была откомандирована для прохождения службы в СИЗО-2 города Волоколамска.

Какие обстоятельства повлияли на выбор службы в уголовно- исполнительна системе?

-Я из семьи военнослужащих. Мне знакома специфика работы. Прежде всего личный пример отца, который посвятил службе в УИС многие годы. Также Дядя, Сысоев Михаил Владимирович, который в своё время возглавлял УФСИН России по городу Рязань и Рязанской области.

Наталья Николаевна, говорят, что первый день на службе самый запоминающийся, так ли это? Каковы были ваши первые впечатления от условий службы, от взаимодействия с осужденными?

-Коллектив у нас был всегда дружный, ответственный, мобильный. Сотрудники никогда не отказывались помочь молодым неопытным коллегам, все друг друга поддерживали и, конечно, обеспечивали хорошие показатели. Несмотря на все трудности, люди работали с удовольствием, текучести кадров не было. Не зря подозреваемых, обвиняемых, осужденных называют спец. контингентом. Многие из них с очень сложным характером. Каких-то особых событий, выходящих за рамки обыденной жизни учреждений, в мою бытность не случилось. В основном наша работа состояла тогда из традиционных мероприятий, которые мы всегда старались выполнять добросовестно и, по возможности, усовершенствовать.

Сейчас в нашем учреждении за каждым, прибывшим на службу, закрепляется наставник, а у вас были в первые годы службы сотрудники, которых вы могли назвать своими наставниками?
-Моими наставниками были профессиональны своего дела, с большим стажем и опытом работы, сотрудники воспитательной и режимной служб. Это те люди, которые мне помогали освоить все тонкости организации службы, всегда оказывали помощь и поддержку. Я им за это очень благодарна. А вот освоением профессии занималась сама, так как психологическая служба переживала свое становление. Диагностики обрабатывались вручную, многие материалы приходилось создавать с нуля.

Были ли какие-нибудь трудности, с которыми вы сталкивались на службе?

- Конечно. Трудности, в то время были обусловлены, прежде всего, отсутствием материально-технической базы и недоработками в нормативно-правовом плане. Нелегко было завоевать доверие людей, надо было доказывать, что наша профессия на благо и приносит реальную пользу. Время все расставило на свои места.

Чем именно занимаются психологи в УФСИН?

- У нас два направления. Во-первых, обеспечиваем психологическую поддержку сотрудников и членов их семей. Во-вторых – осужденные, подозреваемые, обвиняемые.

О какой работе идёт речь?

- Это и психологические обследования, и психокоррекционные занятия, стабилизация состояния. У арестованного человека серьезная стрессовая ситуация и ему просто не обойтись без помощи психолога. У осужденных, подозреваемых и обвиняемых есть родственники, близкие люди, и психолог работает с их горем. Им объясняем, что не все так страшно, пытаемся адаптировать к сложившейся ситуации. Также и с сотрудниками, жизнь которых тоже может быть полна стрессов и переживаний. Люди, работающие в уголовно-исполнительной системе, должны быть готовы ко всему. Наша задача подготовить сотрудника к тому, чтобы он смог реализовывать все поставленные задачи. Необходима собранность, которую настраивает именно психолог. Именно психолог даёт разрешение на допуск к оружию, потому что, когда человек заступает на службу с оружием, его психоэмоциональное состояние нужно оценить обязательно.

А как вы считаете, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать пенитенциарный психолог?

- Безусловно, это толерантность, личное обаяние, умение расположить к себе людей, способность к сопереживанию, желание понять мысли чувства другого человека. Преданность своей профессии, понимание миссии УИС. Бывают случаи, когда обвиняемые, подозреваемые могут пытаться манипулировать психологом, поэтому психологу нужна сила духа, твердость характера, умение управлять своими эмоциями, не терять веру в возможность положительного изменения личности.

Чем отличается деятельность пенитенциарных психологов от их гражданских коллег?

- Повышенный уровень ответственности и модифицирование некоторых традиционных для психологов подходов к работе. Например, гражданский психолог может вести прием у себя в кабинете и ожидать, когда к нему придет клиент со своей проблемой. Пенитенциарный психолог проводит диагностику всех прибывающих в следственный изолятор. Он занимается выявлением лиц, склонных к суицидальному поведению, постараться во время индивидуальной беседы сформировать у него потребность в консультации с психологом, убеждая в том, что такая помощь нужна, прежде всего, для его же здоровья. Неизменным остается соблюдение принципа конфиденциальности. Речь идёт об информации сугубо личного плана (отношения в семье, переживания и пр.). Вместе с тем, при получении информации о готовящемся преступлении, психолог обязан принять меры, направленные на его предотвращение.

Как вы и ваши коллеги спасаетесь от профессионального выгорания?

- Помимо психологических практик очень помогает переключение на другой вид деятельности. Важно, чтобы у сотрудника была так называемая отдушина: увлечения - общение с детьми, спорт, рукоделие или другое хобби.

Наталья Николаевна, не смотря на все трудности работы, как вам удается совмещать с личной жизнью?

- Как и всем (улыбается). Я замужем за человеком, который 20 лет проработал в УИС, поэтому не возникает проблем взаимопонимания. Воспитываем дочь Анастасию, 13 лет.

Чтобы Вы пожелали молодым сотрудникам в служебной деятельности и в личной жизни?
-Удовлетворения от работы, понимания со стороны руководителей, профессионального признания со стороны спец. контингента. Добросовестного исполнения своих должностные обязанности. Долгой успешной карьеры, поддерживать друг друга и на службе, и в жизни. Хочу поблагодарить моих коллег за внимание, доброе отношение и профессионализм. Большое человеческое им спасибо!